1000 лучших мест Земли. История о нюансах бизнеса мобильных приложений

ТЕКСТ: МАКСИМ СКРОБОВ. Назовите нас безумными, но в сегодняшнем мире цифровых социальных сетей и технологий мы занимаемся книгами. Бумажными книгами, каковые продаются в простых книжных магазинах. Но мы постоянно стремимся идти в ногу со временем и не только реализовывать контент в бумажном виде (либо через книжные онлайн-магазины), но производить что-то весьма современное. Это желание и подтолкнуло нас развить новое направление в отечественном маленьком книжном издательстве — разработку мобильных приложений.

Как ни необычно, в следствии многочасовых маркетинговых исследований мобильных приложений обнаружилась незанятая ниша в темах, на каковые выпущено множество книжных бестселлеров. Причем это относится не только российского App Store — такая обстановка отмечается и на западном рынке.

Мы выпустили более 300 книг и выбрать тему для первого приложения выяснилось не так легко. Решили остановиться на издании «1000 лучших мест Почвы», которое разошлось огромными тиражами (кстати, на Западе имеется популярный соперник — приложение «1000 Places to See Before You Die», кроме этого основанное на материале книги).

Отечественная книга в магазине стоит около 40 $. Большая часть людей уверен в том, что цена формируется за счет затрат на бумагу и дорогую цветную печать.

В действительности это не верно — затраты на материализацию (материалы + печать) одного экземпляра книги составляют до 15 % цены. C учетом всех логистических затрат и авторских отчислений чистая прибыль большого издательства с одной книги — около 50 %. Не обращая внимания на то что в приложении мы планировали использовать тот же контент, вряд ли кто-то приобрел бы его за 35 $.

Чем же должны различаться двухкилограммовая цветная успешная книга за 40 $ и успешное iPad-приложение, которое в 20 раз дешевле? От приложения пользователи ожидают большего функционала — это главная мысль, которую мы стремились реализовать. Вот лишь изначально мы ее неправильно трактовали.

Записав первые мысли и создав черновой дизайн, мы взяли 60-страничный документ и будущего соперника Trip advisor. Какой лишь функционал мы ни запланировали: и заказ билетов с отелями, и ведение издания путешествия, и совокупность достижений, основанную на «чекинах» в определенных местах почвы, а также просмотр содержимого книги «1000 лучших мест Почвы». На бумаге это было наилучшее приложение для путешественников.

Кликабельно. Вот таким мы видели реализацию экранов: бронирование билетов на самолет и отелей, выбор отеля на карте и отечественная соцсеть

По окончании бюджета и оценки сроков мы решили отказаться от сложного проекта и повнимательнее присмотреться к нашим соперникам.

Какие конкретно имеется недочёты у «1000 Places to See Before You Die»?

Приложение жутко тормозит и медлительно грузится.

Интерфейс очень запутанный. К примеру, если вы смотрите текст к определенному месту, вы не имеете возможность развернуть фотографию этого места на целый экран. Но имеется отдельный режим просмотра фотографий на целый экран, где вы не сумеете просмотреть описание места.

Это лишь нам показалось необычным?

Не ко всем местам имеется фотографии.

Как раз так 60-страничный документ превратился в три тезиса:

стремительная и стабильная работа приложения;

несложный дизайн;

целостный контент.

По сути мы сосредоточили силы на тех качествах приложения, в которых имели возможность применить издательский опыт.

Команда

Для начала нужно было организовать IT-отдел в издательстве. Кто же не считая книжного менеджера нужен для переработки бумажной книги в формат iPad-приложения?

Программист, дизайнер, верстальщик, тестировщик, создатель дополнительных текстов, редактор, корректор и тот, кто внесет метаданные в приложение.

Девять человек для маленького пробного проекта — это достаточно огромные затраты и внушительная команда (всего в штате издательства в то время трудилось около 20 человек, каковые производили около 100 книг в год).

Мы наняли в штат программиста.

корректор и Редактор у нас уже были, они имели возможность уделить время текстам приложения в перерывах между книжными проектами. Менеджер в полной мере способен выступить в роли тестировщика. Остальных сотрудников мы решили искать на фрилансерских сайтах. Неприятность появилась лишь с дизайнером.

Кто бы имел возможность поразмыслить, что за двухнедельную работу люди просят 3000 $, не имея наряду с этим портфолио, отказываясь от тестового задания и требуя предоплату 70 %.

Черновик дизайна для экрана поиска

Кликабельно. Оглядываясь назад, довольно часто вспоминаешь: мы совершенно верно выбрали качественнейший дизайн? (Финальный вариант — справа.)

В итоге отечественный IT-отдел состоял лишь из двух человек: программиста и книжного менеджера. Другими словами важный опыт разработки приложений был лишь у половины отдела.

Но так ли серьёзен опыт разработки приложений? Так как создание простой программы и книги — похожий процесс:

программист пишет код — создатель книги пишет текст;

живописец рисует дизайн — верстальщик верстает книгу;

тестировщик со своей стороны делает корректора и роль редактора.

Разработка

Не обращая внимания на то что проект с виду выглядит весьма несложным, появлялась масса непредвиденных неприятностей.

К примеру, мы желали, дабы для каждого места была неповторимая верстка текста. Казалось бы, нет ничего несложнее для издательства с несколькими умелыми верстальщиками. Книги мы верстаем в программе Adobe InDesign, а итоговые файлы выводим в PDF-формате. Для приложения данный формат не доходил.

Совершенная комбинация — вывод контента в HTML-формат, но InDesign делал это очень некорректно. Но он прекрасно выводил контент во FLASH-формате, что в теории возможно преобразовать в HTML5. Но все это было очень сложно и загружало верстальщиков ненужно работой. Исходя из этого мы решили предоставлять целый контент пользователю в виде простых картин.

Да, в приложении нет текстов, но большое количество изображений.

Особенное внимание мы уделили карте мира. Нам изначально не хотелось применять онлайн-карты, исходя из этого мы нарисовали собственные. После этого мы их анимировали, что заняло чуть ли не треть времени, затраченного на всю разработку.

Кликабельно.

Эволюция карты мира (финальный вариант — справа)

Мракетинг. Тут нет опечатки

продвижение и Маркетинг — как раз в этом опыт книгоиздания не трудился. По окончании выхода книги о ее продажах практически месяц ничего неизвестно. App Store же, наоборот, — весьма динамичный магазин, в котором результаты продаж видны ежедневно и возможно постоянно смотреть за местом в топах и скоро реагировать на снижение популярности.

Мы опубликовали приложение в App Store без каких-либо неприятностей. Тут же появился вопрос: что дальше?

Людей, занимающихся маркетингом, у нас не было. Исходя из этого было нужно сохранять надежду на чудо, что отечественный скромный замысел продвижения сработает.

В нем было всего два пункта:

обзоры на тематических сайтах;

раздача промокодов.

Чудо все-таки произошло, и обзор на iPhones.ru сделал собственный дело.

Данный скриншот мы распечатали и повесили на стену в офисе

График количества скачек приложения. Дела шли прекрасно лишь первое время…

Мы продержались на 1-м месте российского App Store около семь дней, что достаточно хорошо для первого шага.

Всего за пять месяцев платную версию приложения скачали практически 22 000 пользователей, бесплатную — 48 000. Само собой разумеется, подобный успех не имел возможности не позвать гипертрофированного оптимизма, мы решили выпустить еще пара программ для путешественников.

Что касается денежной стороны вопроса, то мы для себя учли одно: рынок мобильных приложений не так несложен, как казался сначала. Мы столкнулись с громадным числом незапланированных затрат и проблем.

К сожалению, успеха «1000 лучших мест Почвы» другие отечественные приложения не повторили.

Что пошло не так?

Формируя замысел на ближайший год, мы руководствовались стереотипами книжного бизнеса: производим большое количество приложений, каждое из которых нам будет приносить мало прибыли. Как раз так трудится книжный бизнес: успешная книга продвигает себя сама и ежемесячно приносит приблизительно однообразное количество денег.

Другими словами выпустив определенное количество книг, возможно уехать в долговременный отпуск, пока они будут на вас трудиться.

Рынок мобильных приложений трудится по-второму. Отечественное достаточно успешное приложение «1000 лучших мест Почвы» уже через несколько месяцев начало зарабатывать 10 $ в сутки. Наряду с этим в параллельную разработку мы запустили три новые программы. Стало ясно: дабы приложение приносило прибыль, необходимо его поддерживать.

Чем больше приложений, тем больше затрат на поддержку. Достаточно нежданно пришло осознание, что необходимо без шуток перестраивать бизнес-модель : от громадного количества приложений с малым числом контента переходить к малому количеству приложений с громадным числом контента.

Хочется добавить…

В то время, когда человек берет в руки огромную книгу, он тут же видит ее количество, может скоро окинуть взором страницы и текст.

В комментариях к приложению мы взяли пара негативных отзывов, которые связаны с недостаточным описанием мест, числом фотографий и в целом мест.

Согласитесь, в программе не так мало информации, в случае если наблюдать на нее в книжном виде.

Выпустив обновление приложения, мы попытались устранить недочёты: количество мест сейчас практически 2000 (950 мест возможно приобрести дополнительно), добавлены новые фотографии.

на данный момент проект ненадолго приостановлен, но не так долго осталось ждать мы без шуток обновим «1000 лучших мест Почвы».

iPad: 33 руб. [iTunes link]

iPhone: 33 руб. [iTunes link]

Эта история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами собственной внутренней кухни.