Перед тем, как привезти iPhone в Россию, Apple придется побороться за авторские права. Товарный знак уже успела зарегистрировать на себя московская компания

29 июня в США компания Apple начала продажи iPhone. В тот же сутки в России «МД Трейдинг» подал заявку на регистрацию товарного символа iPhone. В перечне государств, на каковые распространяется защита iPhone, России не нашлось. В том месте возможно отыскать Киргизию, Белоруссию, Молдавию и Армению, а России нет. По словам патентного поверенного из Baker & McKenzie Владимира Шитикова, «быть может, Россию забыли указать либо произошла опечатка и вместо Ru (Российская Федерация) написали Ro (Румыния).

Эта неточность может дорого обойтись Apple, уверенной, что ее бренд неуязвим и в России. Никаких препятствий для регистрации товарного символа в России у „МД Трейдинга“ нет», — по данным газеты «Ведомости».

Изучив патентную базу WIPO и не отыскав в ней упоминания России, коммерческий директор «МД Трейдинга» Ярослав Дубовиков подал заявку на регистрацию iPhone. «Мы занимались защитой нескольких интернациональных брендов и попутно решили проверить марки, каковые на слуху, но еще не зарегистрированы в России. Среди них выяснилось пара известных, заявки на регистрацию которых подал «МД Трейдинг», — растолковал он. Наровне с iPhone «МД Трейдинг» подал заявку на бренд «Киркоров».

Какие конкретно еще, не считая iPhone и «Киркоров», торговые марки будут атакованы, Дубовиков не информирует.

«МД Трейдинг» еще не оповещал Apple о замыслах, говорит Дубовиков, но уже готов к переговорам. Сумму, за которую «МД Трейдинг» готов уступить права на iPhone, Дубовиков назвать отказывается, но напоминает, что по русским законам применение чужого товарного символа наказывается штрафом до 5 миллионов рублей и уничтожением контрафактной продукции — которой смогут стать телефоны iPhone, в случае если Apple не договорится с русским компанией и начнет продажи этих смартфонов в России.

Интернациональная регистрация защищает торговые марки и в России — но при условии, что эта страна указана в списке стран, поданном заявителем, — выделил господин Шитиков. Генеральный директор компании Apple IMC, являющейся официальным поставщиком техники Apple в Россию, Евгений Бутман предполагает, что интернациональная регистрация защитит iPhone и в России. Но взять комментарии на данный счет в европейском и головном конторах Apple газете не удалось.

Apple не в первый раз попадает в историю с авторским правом.

Сразу после презентации нового продукта Apple в начале января, Cisco Systems обвинила ее в нарушении авторского права. Cisco утверждала, что купила торговую марку iPhone в 2000 году — вместе с компанией InfoGear Technology. Как поведал Евгений Бутман, Apple договорилась с Cisco о совместном применении международного товарного символа iPhone.

В базе данных Глобальной организации интеллектуальной собственности (WIPO) бренд iPhone зарегистрирован на американскую компанию Ocean Telecom Services, которую Cisco связывает с Apple.

Средняя удельная стоиость передачи товарного символа на русском рынке — 10 000-20 000 американских долларов, — отмечает Шитиков. За такую сумму, к примеру, российское представительство Audi выкупило у известного эксперта по патентному праву Сергея Зуйкова права на торговый символ Diablo, под которым выпускается одна из моделей Lamborghini.

В июне российский концерн космической связи «Косс» внес предложение американскому производителю наушников Koss выкупить права на бренд в России за 250 000 долларов. По данным РСПП, Зуйков предлагал американской корпорации Starbucks выкупить зарегистрированную в России одноименную марку за 600 000 американских долларов, но в 2005 году Starbucks удалось оспорить его регистрацию в суде.

Наибольшей сделкой перепродажи символа в России считается приобретение в 2003 году компанией «Автоаудиоцентр» гонконгской компании Akai Universal, обладателя прав на символ Akai. Зуйков оценивал ее в 1 миллион американских долларов, — подчеркивают «Ведомости».

Sostav. ru