Экспансия в государства СНГ обошлась наибольшим русским сотовым операторам, МТС и “Вымпелкому”, в $1,4 млрд. За оставшиеся активы в соседних государствах операторы смогут выложить, по оценкам специалистов, еще $0,7-1 млрд.
Согласно данным Статистического комитета СНГ, в государствах Свободного содружества (не учитывая России) живёт 136 млн человек. МТС начала экспансию в сопредельные государства в 2001 г., взяв 49% в СП “МТС-Беларусь”. С 2003 г. компания трудится на Украине, с 2004 г. — в Узбекистане, с 2005 г. — в Туркменистане. “Вымпелком” с 2004 г. присутствует в Казахстане, с 2005 г. — на Украине и в Таджикистане, а в 2006 г. вышел в Грузию и Узбекистан. “Мегафон”, кроме России, присутствует до тех пор пока только в Таджикистане.
По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, МТС обслуживает 32% абонентов в бывших советских республиках, “Вымпелком” — 7%, “Мегафон” — 0,2%.
“Вымпелком” и МТС вложились в сотовый рынок СНГ поровну — любой из них израсходовал на приобретения приблизительно по $690 млн не учитывая задолженности местных “дочек”, отмечает старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина. Преимущество МТС по количеству абонентов в этих государствах она растолковывает тем, что эта компания двинулась покорять рынки СНГ (и наибольший из них — украинский) раньше “Вымпелкома”, в то время, когда они еще развивались более высокими темпами. на данный момент главные рынки СНГ — Украина, Узбекистан и Казахстан уже захвачены русскими операторами, отмечает старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов. На эти три страны приходится, по его подсчетам, 67% населения СНГ, и уровень благосостояния в них относительно более большой, чем в остальных государствах Содружества. самая успешной сделкой русских операторов в СНГ Богданов вычисляет приобретение за $373,5 млн украинской UMC, идеальное МТС.
на данный момент UMC обслуживает 15,5 млн абонентов, уступая только “Киевстару”, подконтрольному норвежской Telenor (16,6 млн абонентов). Оставшиеся рынки СНГ менее занимательны с позиций бизнеса, не смотря на то, что находиться на них операторам принципиально важно с политической точки зрения, заключает Богданов.
Однако предстоящая экспансия обойдется операторам недешево, считают аналитики. Зобнина прогнозирует, что за выход в не занятые до тех пор пока страны Средней Азии и в Закавказье “Вымпелком” и МТС совместно смогут заплатить $700-800 млн. В среднеазиатских государствах низкий уровень проникновения сотовой связи (2-8%), и выход в том направлении может обойтись русским операторам в $600-700 за абонента — в 1,5-3 раза дороже, чем на развитые рынки, считает она.
Но, кроме того по мере развития местных рынков абоненты не будут дешеветь: недавние тендеры по приобретению сотовых компаний в ряде развивающихся государств продемонстрировали, что инвесторы готовы платить за эти активы с хорошей премией, показывает аналитик МДМ-банка Елена Баженова. Так, один сербский клиент обошелся Telenor в $900, Vodafone дал согласие дать по $1000 за абонента в Индии, а в СНГ самой дорогой стала сделка, открывшая МТС путь в Узбекистан: любой клиент Uzdunrobita обошелся компании в $835. Баженова прогнозирует, что в ближайшие три года российские сотовые операторы израсходуют на экспансию в СНГ еще около $1 млрд. Но, цены на оборудование падают, исходя из этого операторы смогут трудиться с прибылью кроме того на таких рынках, как Туркменистан либо Таджикистан, где средний счет на абонента образовывает около $3 в месяц, додаёт аналитик “Атона” Надежда Голубева.
Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский вычисляет самые интересными для приобретения в СНГ азербайджанский Backcell (часть рынка — 20%), грузинский Magticom (более 50%) и белорусский Velcom (46%). Перспективным активом он именует и узбекский “Коском” (15% рынка): приобретя его, в Узбекистан имел возможность бы выйти третий российский оператор сотовой связи — “Мегафон”.
МТС и “Вымпелкому” так же, как и прежде увлекательны сотовые активы в СНГ, говорят представители этих компаний Кирилл Алявдин и Юлия Остроухова.
Ближайшим приобретением обоих операторов может стать “Арментел” — и МТС, и “Вымпелком” вошли в окончательный перечень участников тендера по продаже 90% этого армянского оператора, обслуживавшего в последних числах Мая 328 000 абонентов сотовой связи и 600 000 — фиксированной. “Мегафон”, по словам его пресс-секретаря Марины Белашевой, такого же мнения придерживается рынок СНГ привлекательным, но замыслов по выходу в сопредельные государства у оператора до тех пор пока нет.
МТС отложила сделку
МТС добилась трансформации условий опциона, дающего ей право довести долю в узбекском сотовом операторе Uzdunrobita до 100%, выкупив 26% его акций. Русский компания купила 74% Uzdunrobita за $121 млн у двух частных компаний в августе 2004 г. и подписала трехлетний опцион на приобретение оставшихся 26% не меньше чем за $37,7 млн.
Дополнительное соглашение продлевает срок действия опциона до 14 июля 2008 г. и предусматривает, что цена выкупа будет выяснена интернациональным инвестбанком, выбранным по соглашению сторон. По словам представителя МТС, компания решила продолжить партнерство с узбекскими совладельцами “в связи с высокими денежными результатами узбекского оператора”. Uzdunrobita обслуживает более 894 800 абонентов, либо 90% сотового рынка Узбекистана.
© Светлана Витковская, "Ведомости"