По следам событий: Самарский драйв-тест MForum. Заметки участника

Как мы знаем, к участию в проведении драйв-теста MForum качества покрытия GSM сетей в местах отдыха обитателей Самарской области в июле 2004 года были приглашены представители всех операторов. Воображавший "Билайн-Самара" Глеб Филиппов подготовил собственный обзор по итогам поездки. Воспроизводим его с любезного разрешения автора.

Мало истории

Три года назад самарский журналист Дмитрий Путий внес предложение трём самарским операторам сотовой связи («Билайн-Самаре», «СМАРТСу» и только-только показавшемуся на рынке «МегаФону») необыкновенную акцию: совершить совместно драйв-тест по Самаре. Аналогичных мероприятий в мире никто и ни при каких обстоятельствах не проводил. Согласие операторов на участие в подобном драйв-тесте в то время было настоящей сенсацией. Да и сам драйв-тест наделал большое количество шума не только в Самаре (конечно, что постоянно будут обиженные результатами драйв-теста), но и в Российской Федерации – так была необыкновенна и революционна сама мысль.

Так получалась, что время проведения драйв-тестов в Самарской области совпадало с возникновением нового оператора: первый тест проводился по окончании появления «МСС Поволжья», второй – по окончании появления «Би Лайн GSM», третий, последний, — по окончании появления «МТСа».

Главреду газеты «Самара-Мобайл» посчастливилось быть участником первого и третьего драйв-тестов, и вот его впечатления.

Как неизменно, все операторы были поставлены в полностью равные условия. Приглашения на участи в драйв-тесте были разосланы заблаговременно и в один момент всем. К сожалению, представители МТС не смогли учавствовать в этом мероприятии.

Маршрут был заявлен перед самым выездом. Он охватывал половину автострады Тольятти-Самара, автостраду Тольятти-Сызрань и территорию отдыха в районе Шигон.

Драйв-тест проводился на транспорте отдела качества ОАО «МСС Поволжья» — красивом микроавтобусе Toyota, намерено переоборудованном под мобильную измерительную лабораторию. В качестве рабочего инструмента употреблялся измерительный комплекс Ericsson TEMS Investigation.

Справка. Ericsson TEMS Investigation

Ericsson TEMS Investigation – самый распространённый измерительный комплекс в мире, используемый в сетях сотовой связи.

Он является ноутбуком с программным обеспечением TEMS Investigation, к которому подключается какое количество-приёмник и один либо пара тестовых мобильных телефонов со особой firmware (цена одного для того чтобы телефона на базе модели Ericsson R520m – $3000)

Телефон за одну секунду создаёт измерение нескольких сотен параметров радиосети и передаёт их значение в компьютер.

Компьютер полученные значения записывает (для обработки и дальнейшей работы) и воображает в графическом виде. Благодаря GPS-приёмнику производится привязка к местности:

Внести трансформации, подделать либо фальсифицировать полученные лог-файлы нереально.

На протяжении драйв-теста к измерительному комплексу было подключено четыре мобильных телефона с SIM-картами самарских операторов, каковые трудились в режиме «маленького звонка» (светло синий.е. производятся звонки длительностью 60 секунд с промежутком в 60 секунд). Данный режим разрешает оценить громаднейшее количество параметров сети (к примеру, кое-какие параметры измеряется лишь в режиме звонка, в т.ч. и самый серьёзный параметр — SQI)

Данный режим разрешает оценить громаднейшее количество параметров сети (к примеру, кое-какие параметры измеряется лишь в режиме звонка, в т.ч. и самый серьёзный параметр — SQI)

Хочется подчернуть, что независимо от того, какие конкретно существуют взаимоотношения между операторами, технические эксперты трудятся в тесном сотрудничестве между собой. Кроме того на протяжении апогея «холодной войны» между самарскими операторами (в то время, когда проводился самый первый драйв-тест) на протяжении проведения теста между участниками мероприятия были самые тёплые и дружеские отношения. И в этом случае поездка напоминала встречу ветхих друзей. Помимо этого, подобные мероприятия разрешают техническим экспертам пообщаться между собой в рабочей обстановке, обменяться опытом, обсудить какие-то вопросы, «подсмотреть» методики работы.

Польза от аналогичного общения – огромная.

По окончании того, как стал известен маршрут, думаю, представители операторов уже имели возможность предполагать и итог драйв-теста: все операторы выполняют мониторинг не только собственной территории обслуживания, но и территорий обслуживания соперников.

Как проходил драйв-тест возможно детально почитать на страницах MForum. От себя же хочется добавить следующее.

Сейчас про результаты теста.

Их полное описание возможно прочесть на странице. Для меня они были такими же, как я и предполагал, заметив маршрут. Никаких сюрпризов не было.

Но хотелось бы поподробнее поведать про кое-какие параметры проводимых измерений.

Для несложного пользователя сотовой связи (абонента) главным оцениваемым параметром есть SQI. Данный параметр был создан компанией Ericsson специально для оценки качества передаваемого голоса. SQI есть комплексным показателем, т.к. зависит от многих вторых типа и качества наиважнейших показателей радиосети используемого вокодера.

На сегодня в русских сетях GSM используется три типа вокодеров: «простой» (FR), «улучшенный, с повышенным качеством передачи голоса» (EFR) и вокодер HR, что разрешает существенно повысить ёмкость радиосети, но в заметный ущерб качеству передаваемого голоса.

Ещё один серьёзный для абонента параметр – количество неудавшихся соединений. В большинстве случаев, они появляются при перегрузе радиосети, в то время, когда при попытке позвонить телефону сеть не имеет возможности дать голосовой канал, т.к. все голосовые каналы заняты беседами вторых абонентов. Перегруз радиосети может очень плохо сказаться и на процесс хендовера в ходе беседы.

И ещё одно мелкое замечание: результаты данного драйв-теста относятся как раз к данному маршруту и как раз к данному периоду развития операторов.

Следующий драйв-тест в Самарской области «Мобильным Форумом» намечен на самый финиш 2004 года.

© Глеб Филиппов, "Самара Мобайл"