Считаем абонентов: “МегаФон” пошел на обгон

Третий по числу абонентов российский оператор сотовой связи “МегаФон” развивался в прошедшем сезоне динамичнее собственных соперников по “громадной тройке”, МТС и “ВымпелКома”, и в первый раз вышел в фавориты по показателю выручки с одного абонента. Действительно, по рентабельности он так же, как и прежде замыкает “громадную тройку”.

Акционеры “МегаФона” – “Телекоминвест” (31,3%), TeliaSonera (35,6%), “ЦТ-Мобайл” (25,1%) и IPOC International Growth Fund (8%).

По оценке ACM-Consulting, в последних числах Марта “МегаФон” обслуживал 15,68 млн абонентов, занимая 18,3% русского рынка.

Опубликованные день назад итоги работы “МегаФона” за 2004 г. впечатлили специалистов — практически по всем статьям оператор развивался динамичнее соперников. Его выручка и EBITDA выросли больше, чем у МТС и “ВымпелКома”, и только по темпам роста абонентской базы “МегаФон” уступил “ВымпелКому” (см. таблицу).

“Мы следуем собственной стратегии — не стремиться к лидерству по числу абонентов любой ценой, а фокусироваться на экономической эффективности”, — заявил генеральный директор “МегаФона” Сергей Солдатенков. Довольны и акционеры “МегаФона”. Вице-президент TeliaSonera и генеральный директор “МегаФона” Аймо Элохолма особенно рад тому, что доход в пересчете на абонента (ARPU) у “МегаФона” в прошедшем сезоне был выше соперником по “громадной тройке” — $12,4 в месяц. “МегаФон” начинается как раз так, как хотелось бы акционерам“, — согласен генеральный директор “Телекоминвеста” Максим Горохов.

Директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов уверен в том, что показатели “МегаФона” говорят о хорошей динамике рынка. “Мы рады за соперника”, — заявил аккуратный вице-президент “ВымпелКома” Николай Прянишников. Он связывает лидерство “МегаФона” по ARPU с тем, что компания списывает абонентов через три месяца по окончании того, как те перестают пользоваться связью, а МТС и “ВымпелКом” — только через полгода. “Будь методика однообразной, отечественные показатели ARPU сравнялись бы”, — уверен он. А стремительный рост выручки “МегаФона” Прянишников растолковывает эффектом низкой базы.

Рыночная часть “МегаФона” по числу абонентов не возросла, оставшись на уровне 18%, констатирует Нефедов, а Прянишников показывает, что “МегаФону” так и не удалось сократить отрыв от “ВымпелКома” по показателю рентабельности по EBITDA.

Доходы “МегаФона” без шуток растут по большей части на Северо-Западе и в Москве, отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Во многих вторых регионах оператор демпингует — кое-где его ARPU не превышает $2-5, говорит она.

В большинстве регионов 60 секунд беседы у “МегаФона” стоит дешевле, чем у соперников, говорит Прянишников. А старший аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский связывает удачи “МегаФона” с тем, что он начал уделять больше внимания рекламе и маркетингу: его рекламный бюджет “стал сравним с бюджетами двух ведущих игроков”.

&copy Игорь Цуканов, «Ведомости»